Закрыть ... [X]

Методика заполнения окружности нитяной графикой


Муниципальное образовательное учреждение   методика заполнения окружности нитяной графикой             дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

                                                                                                     О.А. Федоренко

 Нитяная графика как вид изобразительного искусства

Надым

2010

О.А. Федоренко Практическое пособие «Нитяная графика как вид изобразительного искусства»

 - Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества»,2010г.,30с.

Редакционный совет:

В.В. Протопопова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД

« Центр детского творчества»

Т.Ф. Баранова, РП(М)О,  педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории   МОУ ДОД «Центр детского творчества»

А.М.Муллаянова,  заведующая отделом  МОУ  ДОД  « Центр детского творчества».

В пособие предлагается   подробное описание  основных  приёмов   техники нитяная графика и их  использование  в процессе изготовления различных композиций, виды заполнения графического рисунка, предложены схемы композиций с пошаговым описанием их изготовления и рисунки- иллюстрации.

 Пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, студентами  педколледжей,  обучающимися и их родителями  на уроках труда и любителями рукоделия.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………...4

  1. Нитяная графика как вид изобразительного искусства......................7

1. 1. Понятие нитяная графика…………………………………….. 7

1. 2. История возникновения  техники нитяная графика…………8

1. 4. Материалы и инструменты……………………………………10

 2.  Основные приёмы и технология изготовления нитяной графики….14

          2. 1. Варианты нанесения графического рисунка…………………14

2. 2. Виды заполнения рисунка нитями……………………………15

2.3. Последовательность составления рисунка для изонити……..17

2.4.Приём заполнения угла…………………………………………18

2.5.Приём  заполнения окружности, овала, дуги………………….21

 3. Технология  изготовления панно и композиций  в

      технике изонить ……………………………………………………….25

 3. 1. «Акробат»……………………………………………………...25

 3. 2. «Зимняя сказка»……………………………………………….27

 3.3. « Лесные друзья»………………………………………………29

 3.4. «Лошадка»……………………………………………………...31

 3.5. « Подсолнухи»…………………………………………………32

 3.6. «Цветы»………………………………………………………...34

  6. Заключение……………………………………………………………..36

   Литература…………………………………………………………..........37  

   Приложения………………………………………………………………38

Введение

        Представьте  на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы тогда почти всех научных открытий и произведений искусства.  Значит, воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в раннем возрасте. Поэтому необходимо специально развивать эти способности, чтобы не наступило снижение активности этой функции, не погас интерес к науке и искусству.

Цель создания пособия – показать  процесс изготовления композиций по нитяной графике, используя простые приёмы заполнения геометрических фигур.

Практическое пособие  «Нитяная графика как вид изобразительного искусства»  ориентировано на

формирование:

  • образного, пространственного мышления;
  • умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, теоретических и практических навыков, умений  в технике изонить;

 развитие:

  • математических представлений;
  • цветового восприятия;
  • мелкой моторики рук и глазомера;
  • фантазии, воображение, творческих способностей;

воспитание:

  • аккуратности, терпения, усидчивости;
  • эстетического вкуса.

В пособие идёт описание  истории нитяной графики, особенности подбора материала и подробное описание свойств и возможностей бумаги и нитей - как материала для художественного творчества.

 Пособие  ознакомит обучающихся  с основами знаний в области  цветоведения,  композиции,  формообразования, с основными понятиями и терминами  изонити, научит последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и способам заполнения геометрических форм( угла, окружности, дуги). В пособие даны описания  практических советов  заполнения  геометрических форм, памятки по выполнению работ, разработки стилизованных схем с разбивками  на геометрические формы.

 Данное пособие учит практически использовать знания и умения, полученные на занятиях для  воплощения собственного замысла в композициях, самостоятельно решать вопросы конструирования (выбор нужной геометрической формы), приобрести навыки стилизации предмета, разделению рисунка на смысловые части, определяя  нужный  цвет.

     Пособие «Нитяная графика как вид изобразительного искусства» является способом  формирования  динамического пространственного мышления   через вышивание,  творческого подхода  к решению разных задач, развития  фантазии, воспитания эстетической и нравственной культуры.

   Специальной  литературы по нитяной графике  очень мало, поэтому данное пособие   актуально, так как является практической помощью  для детей, учителей технологии в изготовлении композиций по нитяной графике.

    Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуального опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

    Процесс работы по картону в технике «Нитяная графика» вызывает непосредственный интерес к новым фактам из области математики, черчения, дизайна, ИЗО и истории. Интеграция уроков изобразительного искусства, математики, черчения, дизайна мною используются при составлении  пособия  «Нитяная графика  как вид  изобразительного искусства».

Хочется надеяться, что данное  пособие послужит познавательным и практическим источником развития, как для обучающихся, педагогов, так и просто  для любителей   рукоделия.

         1.    Нитяная графика как вид  изобразительного искусства.                                                        

                                 1.1.. Понятие нитяная графика.

Нитяная графика ( варианты названия:  изонить, изображение нитью, ниточный дизайн)- графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

Нитяную графику также иногда называют изографика или  вышивка по картону.  Изонить -  очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов – только яркие цветные нити и боле - менее твёрдую подложку. Для освоения техники достаточно знать,  как заполняются угол, окружность и дуга.

Этот вид рукоделия сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.  Ввиду того, что данная техника  и вид творчества имеют педагогический эффект и сравнительно малозатратна, объединения, где занимаются изонитью, получили широкое распространение в учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах.

Эта техника позволяет приучить ребёнка к кропотливому  ручному труду, активно развивать  мелкую моторику рук и глазомер, воспитать усидчивость, терпение и эстетический вкус.

1.2. История возникновения техники нитяная графика.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on papir» - вышивка на бумаге или – формы из линий, в немецкоязычных странах- термин «pickpoints».     Нитяная графика, как вид декоративно- прикладного искусства, впервые появилась в Англии в 17 веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани.  Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна- вышивка на картоне (изонить) теми же приёмами (приём заполнения угла и окружности). Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце 19 века.  Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и лёгкий, доступный детям.  В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и приём заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых).  Используя  минимум средств, любой человек (а главное, дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира (Англия, США, Дания, Австралия и др.). Анализируя доступную информацию в Интернете удалось узнать, что по этому виду рукоделия издаётся множество книг в виде пошаговых инструкций и альбомов идей, в которых везде используется только репродуктивный метод работы. Наиболее часто издаваемые и переводимые на разные языки книги Эрики Фортгенс.  Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге: подкладочный коврик, трёх видов ( по толщине) прокалыватели точек, фотокопии, медные многоразовые шаблоны рисунков и различную бумагу. В своих работах Эрика Фортгенс использует дополнительно аппликацию элементов оригами, бисер и метод « мокрой чеканки» на бумаге, предлагая идеи по изготовлению открыток, закладок и рамок для фотографий.

     В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся  в  некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и  в виде наборов типа « сделай сам».  В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге с шёлковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.  В нашей стране информации по изонити имеется в небольшом количестве, в основном ознакомительного характера: отдельные публикации в журналах « Школа и производство»; в 1995 году вышла книга минского профессора Г.А. Браницкого « Картины из цветных ниток и гвоздей»; книга Нагибиной М.И. « Чудеса из ткани своими руками» (Ярославль, «Академия развития», 1997) с небольшой главой об изонити.  Также у нас продаются наборы « Picpoints» фирмы Madeira. В набор входят 4 заготовки открыток, инструкция без перевода, схемы 4-5 рисунков. На основе такой скудной информации многие  преподаватели разработали собственные рисунки, включают уроки по изонити в программу по «Технологии» для учащихся разных классов. Интерес к изонити растёт.  В Интернете появляется информация об открывшихся кружках «Изонити» в разных уголках нашей страны, оформляются  фотогалереи  детских работ.

1.3. Материалы и инструменты.

Особенности подбора фона и  цветовой  гаммы нитей, с точки зрения изобразительного искусства.

 

     Для выполнения работ в техники нитяная графика необходимо иметь твёрдый фон, нитки и инструменты для работы.

   Фон. Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют  на картон- цветной или белый. Можно вышивать на коже.  Сложнее вышивать по бархатной бумаге. Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги. Цвет фона  подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчёт рисунка идёт с изнаночной стороны, то с изнанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а  основной прокол делать с лица.  

    Нитки. Они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме  шерстяных.  Лучше вышивать кручёными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Лучше методика смотрятся нити с блеском, чем простые матовые.  Шёлковые нити хороши при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком.  Совсем не привлекательны картины из простых  х/б белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла

( черновой вариант). Мулине имеет богатую цветовую палитру, но отечественное мулине рассыпается, а импортное кручёное дорогое.  Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, кручёные, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета. Они не очень дёшевы, поэтому их рекомендуется использовать в законченном изделии.

    Важную роль в композиции узора играет цвет ниток. Для облегчения выбора ниток нужного цвета можно сделать заготовку. На небольшой картон наклейте вплотную друг к другу  узкие (3-4см)  полоски картона разного цвета, который можно использовать  для фона. Затем поперёк всех полосок на лицевой стороне трафарета натяните все виды цветных ниток, которыми  располагаете ( как струны на гитаре) и закрепите их на изнанке. Расстояние между рядами ниток около 1см. Теперь всегда можно установить, какой цвет фона лучше подчеркнёт отдельные элементы узора. Даже в подборе цветовых решений, можно утверждать, как данная техника близко соприкасается с изобразительным искусством.

     Цвет. Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека и по своему действию делятся на группы: Тёплые и холодные. Полезно знать, что всё многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: тёплые (к ним относятся все тона жёлтого, оранжевого и красного) и холодные( голубого, фиолетового и зелёного). Тёплые цвета помогают человеку переносить холодные  температуры, холодные цвета- высокие температуры. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании тёплых и холодных тонов.  Тёплые тона воспринимаются  глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперёд, а холодные – как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Из этого следует, что для фона предпочтительно использовать холодные тона, а для узора картины – тёплые. Активные и пассивные. Все тёплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека. Но цвета не всегда одинаково действуют на людей. Длительное восприятие одного или несколько схожих тонов приводит к цветовому утомлению ( явлению «цветового голода»), противоположному воздействию цвета. Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (жёлто-зелёных и зелёных) и светлых ахроматических (бесцветных). Будучи промежуточными, в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.

Тяжёлые и лёгкие цвета.  Все тёмные цвета относятся к тяжёлым и действуют на психику человека угнетающе. Предметы, окрашенные в чёрный цвет, кажутся более тяжёлыми, чем такие же предметы светлых  тонов. Лёгкими называются цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Лёгкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.  Явление иррадиации. Сущность иррадиации состоит в том, что контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Тёмный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем такой же светлый квадрат на тёмном фоне. Гармоничное сочетание  цветов.  Практикой установлен целый ряд правил сочетания цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются  гаммы,  построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового  тона:- трёх цветов, один из которых объединяет два других  и является их смешением;-двух или трёх цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма); - трёх цветов, расположенных на равных расстояниях  в цветовом  круге; - тёплых тонов с чёрным или холодных тонов белым. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета: красный с жёлтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым;  зелёный с жёлтым и тёмно-жёлтым, лимонным, салатным, кремовым, оранжевым и коричневым; фиолетовый с сиреневым, розовым, жёлтым, белым; коричневый со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо- белым. Однако не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине.

  Вывод: Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.  Например, жёлтый цвет в картине на тёмном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, тёплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный. Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет – тёплый или холодный, светлый или тёмный или их разумное сочетание.  Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно.  Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче.  Восприятие чёрного цвета совершенно  обратное: пульс, давление и дыхание замедляются.  Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета.  Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зелёного цвета аналогичные отрицательные показатели меньше. Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент  человека. Под воздействием холодных сине-зелёных оттенков холерик может стать почти флегматиком, а флегматика можно «разогреть» тёплым красным цветом.

               2. Основные приёмы и технология изготовления

                                      нитяной графики.

                       2.1. Варианты нанесения графического рисунка.

   Для вычерчивания рисунка и перенесения на картон необходимо иметь бумагу по его размерам, карандаш, линейку размером 30-40 см или треугольник с чётко нанесёнными делениями, транспортир, циркуль, ластик, канцелярские скрепки, трафареты геометрических фигур, шаблон, ножницы, иглу для шитья с большим ушком, булавку с головкой для прокалывания точек (или шило).  Предлагается несколько вариантов изготовления рисунка:

  • Используют готовый шаблон разных геометрических фигур, с нанесенной разметкой по краям (количество отметок по всем сторонам многогранников должно быть одинаковое).  Для изготовления шаблонов используют плотный картон. На изнаночной стороне цветного картона в нужном месте  кладут шаблон, обводят его, переносят разметку, нумеруют нужные стороны и так повторяют столько раз, сколько нужно, чтобы была готова композиция.
  • Используют различные трафареты геометрических фигур: многогранников, кругов, овалов, фигурные лекала (для спиралей, дуг, завитков) и трафареты произвольных фигур.  На изнаночной стороне через трафарет в нужном месте переносятся фигуры и их комбинации, размечаются точки, соблюдая правило: на обеих сторонах углов должно быть одинаковое количество точек.
  • Рисунок изготавливается на отдельном листе. Под него подкладывают универсальный шаблон.  Необходимые точки переносим на рисунок (бумага для копии нужна потоньше, чтобы через неё просвечивал шаблон, а шаблон должен быть достаточно ярким, чтобы им было удобно пользоваться). Рисунок с точками с помощью скрепок закрепляем на лицевой стороне цветного картона и по точкам прокалываем рисунок и картон одновременно. Рисунок оставляем перед собой для контроля, а по картону начинаем вышивать. Так же можно для тренировки первые расчёты делать на бумаге в клеточку, на ней же отрабатывать первые схемы и через неё прокалывать лучшие идеи на картон.
  • Все расчёты и чертежи выполняем при помощи линейки, карандаша, циркуля, делаем точки на любом расстоянии по необходимости (заполнение разностороннего угла), предполагает большую свободу выбора при построении композиции с произвольными размерами и на листе любого формата. Этот способ больше стимулирует развитие творческих способностей.

                                   2.2.  Виды заполнения рисунка нитями.

  • Контурное заполнение рисунка.

   

При выполнении данной работы вышивается рисунок по контуру. Данная  работы менее трудоёмкая и подходит детям младшего возраста. При вышивании используются в основном различные дуги.  Рисунки можно брать в различных  детских книгах и  раскрасках, в этих рисунках не должно быть много мелких элементов.                                                    

  • Заполнение рисунка полностью.

             

Данный вид работ наиболее популярен у детей. Работы получаются выразительными и интересными. При вышивке используются все элементы, которыми заполняется рисунок (угол, окружность, дуга). Используя этот тип вышивки можно выполнить различные по тематике работы.

  •  Объёмная вышивка.

       

При выполнении этого вида вышивки все элементы работы или их часть выполняются отдельно, а затем собираются вместе. Данный вид работы наиболее трудоёмкий.  Эти композиции можно выполнять коллективно. Они получаются своеобразными и интересными и часто привлекают внимание. При выполнении этой работы сочетается вышивка отдельных элементов, аппликация. 

                                               

  • Комбинированные работы.

Изонить  можно дополнять различными аппликациями или рисунками. Для аппликации можно брать готовые рисунки.     Работы по изонити можно дополнять бисером, паетками.    

                                                                                                                                                                                                      

             2.3. Последовательность составления рисунка для  изонити.            

    Для составления композиции рисунка необходимо соблюдать следующую последовательность:

  • Сделать эскиз фигуры птицы или другого объекта;
  • Разделить рисунок на смысловые части, они в рисунке выделены более толстой линией;
  • Смысловые части разделить на элементы в зависимости от рисунка;
  • Определить цвет каждой части, проколоть иглой точки;
  • Прошить каждый элемент отдельно.  В этих элементах центр переплетения нитей часто смещён.
  • Оформить изнаночную сторону ( заклеить бумагой, вставить в рамку).

     Используя один и тот же объект, можно составить различные композиции.

             

                         

                                           2.4.Приём заполнения угла.

Приём  заполнения угла и инструменты необходимые для работы.

    Для работы необходимо иметь следующие инструменты: -карандаш – остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши); - линейка – ровная,  гладкая,  длиной не менее 30-40 см, с чётко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой чёрной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах, лучше детей сразу приучит использовать хороший инструмент, шаблоны  (на первом этапе изготавливаются учителем или родителями) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей овалов, эллипсов и др.); иглы с большим ушком ( номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояние между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла); шило или булавка для прокалывания точек; подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола ( можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания); ножницы; транспортир.

   Техника заполнения угла.

  1. Чертим  на изнаночной стороне угол.
  2. Каждую сторону угла  разбиваем на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть одинаково.
  3. Нумерацию  точек начинаем ставить с левой стороны – с нижней точки края к вершине.  На  правой от вершины угла к краю.
  4. Карандашом обозначаем каждую точку, присвоив ей номер.
  5. Делаем  проколы во всех точках.
  6. Заполняем угол по схеме №1. На схеме стрелкой показано  направление движения нити из одной точки в другую последовательно в возрастающем порядке, а  пунктиром - направление нити с изнаночной стороны изделия.

Нумерация углов необходима на первых этапах работы, затем дети легко ориентируются при прошивании углов.

Углы могут быть тупыми, острыми, со сторонами разной длины.

                                                 

   схема №1

                                                                                                                                              Подробное   описании технологии прошивания угла:

  • Вдеть нитку в иголку, узелок в конце нити не завязывать;
  • Войти иглой в точке 1 с изнанки на лицо. Конец нити примерно 1см придержать на изнанке пальцем. Войти иглой в точке 2 на другой стороне угла с лица на изнанку. Стежок хорошо натянуть. Конец нити приклеить клеем ПВА;
  • На изнанке стежок сделать по той же стороне угла в соседнее отверстие в точку 3, аналогично на изнанке заполняются промежутки по правой стороне  см. схему №1 2-3, 6-7, 10-11,14-15; по левой стороне  4-5, 8-9, 12-13, 16-17
  • По лицевой стороне соединить отверстия с номерами идущими по порядку, хорошо натянутыми стежками, переходя от одной стороны угла к другой.

Пробуйте и уже с первых попыток у вас могут получиться  красивые изображения.

 

Углы могут изменяться  в зависимости от замысла рисунка прошиваться  частично. 

                    2.5. Приём заполнения окружности, овала, дуги.

 Особенности заполнения окружности и инструменты необходимые для работы.

Для заполнения окружности нужны те же самые инструменты, что при заполнении угла, но так как чертится окружность необходим циркуль (использование «детского»  варианта циркуля « козья ножка» отбивает у детей охоту вообще пользоваться этим инструментом),поэтому необходим хороший циркуль, так как он пригодится в будущем.

  Техника  заполнения окружности:

  1. С помощью циркуля начертить окружность желаемого размера на изнаночной стороне картона;
  2. Разделить её на равные части, например на 12 частей;
  3. На окружности проколоть  отверстия  по разметке;
  4. Стрелкой указать направление прошивания.
  5. Вдеть нить определённого цвета в иглу.
  6. Иголку с ниткой ввести с изнанки на лицевую, кончик нитки придержать.
  7. По лицевой стороне проложить стежки- хорды, двигаясь по окружности, считая количество пропускаемых проколов, т.е. из точки 1 в точку 2 пропуская 3 прокола.

                                                схема №2

8. По изнанке ввести иглу в соседнее отверстие  по часовой стрелке в точку 3,  затем игла возвращается в точку 4, затем с изнаночной стороны вводим в точку 5, нить на лицевой стороне, снова  пропустить три прокола, ввести в точку 6 и так далее шаг за шагом заполняется окружность.

Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

Окружности можно изменять в зависимости от рисунка в овалы, различные фигуры неправильной формы. Эти фигуры нужны будут при выполнении цветов. Для создания различных вариантов схем цветов можно брать за основу декоративные росписи.

   

Пример схемы рисунка цветочной композиции.

               

   Существуют и другие способы заполнения геометрических фигур:

  • «Змейка» - этот  способ заполнения используется для украшения края картины, для заполнения лепестков, листиков, др. форм.
  • « Ёлочка» - для заполнения мачты на корабле и т.д.
  • « Клеточки».
  • « Веера».
  • « Дуга», « Овал» - эти  способы  популярны для заполнения любых геометрических форм, схема заполнении аналогична со схемой заполнения окружности.

                   

     Дуги, спирали, завитки прошиваются по тем же правилам что и окружности. Для прошивания нужно нарисовать дугу на изнаночной стороне картона, разделить на отрезки. Длина отрезков может быть различной, в зависимости от назначения элементов. Данные элементы используются для изображения хвостов птиц, сугробов, волн, облаков, листьев, декоративных элементов в различных композициях. Примеры работ можно посмотреть в приложении практического пособия по изонити.

схема№3

  Заполнение нитью  дуги аналогично заполнению окружности см. схему №3:

  1. Чертим дугу нужной конфигурации;
  2. Делим её на равные 18 частей;
  3. Делаем проколы во всех полученных точках;
  4. Вдеваем нить в иглу, вводим с изнаночной стороны в точку 1,  затем по лицевой стороне в точку 2, выводим на изнанку, двигаясь по часовой стрелке –в точку 3 выводим на лицо, пропускаем три прокола в обратном направлении, вводим в точку4, на изнанке – в точку 5, потом через три прокола по часовой стрелке в точку 6 и тд.
  5. Кончики нити закрепляем с помощью клея ПВА на изнаночной стороне.

Интересные работы получаются при изготовлении композиций с рыбками. Для того, чтобы составить схему рыбки нужно рассмотреть рисунки, фотографии рыбок, изучить их строение и окраску. Затем используя элементы изонити составить схему рыбки.

Примеры схем  рыбок.

                                         

      Применяя основные приёмы изонити, изменяя их можно придумать    много различных вариантов по сложности, содержанию, композиции.

3. Технология  изготовления  панно и композиций в технике изонить.

                               3.1.  Композиция  «Акробат».

Для изготовления композиции акробат нам понадобятся следующие инструменты:

  • Линейка, карандаш, циркуль, ножницы, игла;

материалы:

  • Картон, цветной или белый, нитки цветные мулине  или ирис, клей ПВА.

раздаточный материал:

  • Эскиз рисунка, разбитого на элементы геометрических форм(углы, окружности, овалы, треугольники.

                                      Ход  работы:

-Рассмотрим  внимательно эскиз рисунка, выделим в нём одинаковые  стилизованные, геометрические формы;


-переносим эскиз рисунка на  изнаночную сторону картона с помощью копировальной бумаги;

- выбираем треугольники ( рукава, ладони, торс, ступня, волосы, головной убор, шея), все эти элементы выполнены приёмом заполнения угла см. схему №1 на странице 20;

-разбиваем на равные отрезки, прокалываем точки иглой с изнаночной стороны картона по контуру рисунка, прошиваем каждый элемент фигуры «акробата» приёмом заполнения угла, технология исполнения данного приёма описана на   странице 20;

-цвет нитей подбираем произвольно,  в зависимости от места расположения треугольника, не забывая о том, что это у нас цирковой артист, т.е. одежда на нём должна быть яркая и хорошо сочетаться с фоном;

- выбираем следующие  элементы  рисунка  в  форме окружности  (бубенчики  на шляпе, на руках, грудь акробата);

-разбиваем на равные отрезки окружности, на 12 частей с помощью циркуля, прокалываем точки иглой и прошиваем по схеме №2 на странице 22 приёмом заполнения окружности;

-далее выбираем элементы в форме овалов (штаны, лицо), размечаем точки по типу окружности, прокалываем их иглой с изнаночной стороны и прошиваем их приёмом заполнения окружности см. страницу 24;

- оформляем работу( с изнаночной стороны картона, подклеивая кончики ниток)  под  рамку.

 

                    3.2.  Композиция « Зимняя сказка».

Для изготовления композиции  «Зимняя сказка» нам понадобятся следующие инструменты:

  • Линейка, карандаш, циркуль, ножницы, игла;

материалы:

  • Картон, цветной или белый, нитки цветные мулине  или ирис, клей ПВА.

раздаточный материал:

  • Эскиз рисунка, разбитого на элементы геометрических форм(углы, окружности, овалы, треугольники.

                                      Ход  работы:

-Рассмотрим  внимательно эскиз рисунка, выделим в нём одинаковые  стилизованные, геометрические формы;

 -переносим эскиз рисунка на  изнаночную сторону картона с помощью                          копировальной бумаги;

- выбираем треугольники ( горы снежные, елочки, сугробы), все эти элементы выполнены приёмом заполнения угла см. схему №1 на странице 20;

-разбиваем на равные отрезки, прокалываем точки иглой с изнаночной стороны картона по контуру рисунка, прошиваем каждый элемент композиции  приёмом заполнения угла, технология исполнения данного приёма описана на   странице 20

-цвет нитей подбираем произвольно,  в зависимости от места расположения треугольника, не забывая о том, что это у нас зимняя сказка, т.е.  сугробы  имеют серые, белые голубоватые оттенки, можно использовать нити, которые имеют оттенок с переходом цвета,  елки зелёные, цвет  гор  тоже может быть со снежным эффектом, но всё должно  гармонировать с  фоном;

- выбираем следующие  элементы  рисунка  в  форме окружности  (солнце, снеговик), все элементы выполнены приёмом заполнения окружности;

-разбиваем на равные отрезки окружности с помощью циркуля,на 24 части большой и средний круги  снеговика, 3 малых круга  и солнце на 16 частей, прокалываем точки иглой и прошиваем по схеме №2 на странице 22 приёмом заполнения окружности;

-оформляем работу, вышиваем метлу у снеговика швом вперёд иголка, или приклеиваем метлу из самоклеющейся бумаги.

                              3.3.  Композиция « Лесные друзья».

Для изготовления композиции  «Лесные друзья» нам понадобятся следующие инструменты:

  • Линейка, карандаш, циркуль, ножницы, игла;

материалы:

  • Картон, цветной или белый, нитки цветные мулине  или ирис, клей ПВА.

раздаточный материал;

  • Эскиз рисунка, разбитого на элементы геометрических форм(углы, окружности, овалы, треугольники.

                                      Ход  работы:

-Рассмотрим  внимательно эскиз рисунка, выделим  в нём одинаковые  стилизованные, геометрические формы;

-переносим эскиз рисунка на  изнаночную сторону картона с помощью                          копировальной бумаги;

- выбираем треугольники ( голова, торс, ноги, хвост, уши), все эти элементы выполнены приёмом заполнения угла см. схему №1 на странице 20;

Примечание.

Данная композиция усложнена тем, что тут идёт наложение одного треугольника на другой, поэтому важно определить последовательность и поочерёдность заполнения треугольников. За счёт наложения треугольников фигурки зверей смотрятся объёмными и живыми.   Формы ног, туловища, расположенные на заднем плане  заполняются первыми, а затем заполняются элементы,  которые смотрят на передний план.  Здесь необходимо включать пространственное воображение.

-разбиваем на равные отрезки, прокалываем точки иглой с изнаночной стороны картона по контуру рисунка, прошиваем каждый элемент композиции  приёмом заполнения угла, технология исполнения данного приёма описана на   странице 20

-цвет нитей подбираем произвольно,  в зависимости от места расположения треугольника, не забывая о том, что это у нас объёмная работа,  т.е.  те элементы, которые уходят на задний план заполняются  первыми и имеют более тёмный цвет, чем те которые выходят на передний план,  но всё должно  гармонировать с  фоном;

- выбираем следующие  элементы  рисунка  в  форме окружности  (мяч, носы, глаза), все элементы выполнены приёмом заполнения окружности;

-разбиваем на равные отрезки окружности с помощью циркуля, на 24 части мяч,  носы и глаза на 12частей, прокалываем точки иглой и прошиваем по схеме №2 на странице 22 приёмом заполнения окружности;

-лапы зверей выполнены приёмом заполнения дуги,  разбиваем на 18 равных частей, прокалываем и прошиваем приёмом описанным на странице 26, схема №3

- оформляем работу ( с изнаночной стороны картона, подклеивая кончики ниток)  под  рамку.

                           3.4. Композиция « Лошадка».

  Для изготовления композиции  «Лошадка» нам понадобятся следующие инструменты:

  • Линейка, карандаш, циркуль, ножницы, игла;

материалы:

  • Картон, цветной или белый, нитки цветные мулине  или ирис, клей ПВА.

раздаточный материал;

  • Эскиз рисунка, разбитого на элементы геометрических форм(углы, окружности, овалы, треугольники).

                                      Ход  работы:

-Рассмотрим   внимательно эскиз рисунка, выделим в нём одинаковые  стилизованные, геометрические формы (треугольники, овалы, круги);

-переносим эскиз рисунка на  изнаночную сторону картона с помощью                          копировальной бумаги;

- выбираем треугольники ( рот, шея,  торс, ноги, хвост, уши, земля ), все эти элементы выполнены приёмом заполнения угла см. схему №1 на странице 20;

-разбиваем на равные отрезки, прокалываем точки иглой с изнаночной стороны картона по контуру рисунка, прошиваем каждый элемент композиции  приёмом заполнения угла, технология исполнения данного приёма описана на стр.20;

-цвет нитей подбираем произвольно,  в зависимости от места расположения треугольника, детали на заднем плане более темнее, чем на переднем, но всё должно  гармонировать с  фоном;

- выбираем следующие  элементы  рисунка  в  форме окружности  (нос, глаз, торс), все элементы выполнены приёмом заполнения окружности;

Примечание: при заполнении окружностей можно делить так - часть окружности на отрезки по 0,5см, а часть на 0,3см, тогда сместится центр вышитого круга, картина примет более живой вид;

-разбиваем на неравные отрезки окружность с помощью циркуля, на 28 частей торс,  нос и глаз на 24 равных части, прокалываем точки иглой и прошиваем по схеме №2 на странице 22 приёмом заполнения окружности;

-грива, лоб, хвост выполнены приёмом заполнения дуги, хвост  разбиваем на 28 равных частей, гриву на 20 расстояние по 0,2см, лоб на 20 длина отрезка равна 0,1 см, прокалываем и прошиваем приёмом описанным на странице 24, схема №3 схема№3

- оформляем работу ( с изнаночной стороны картона, подклеивая кончики ниток)  под  рамку.

                              3.5 Панно «Подсолнухи».

  Для изготовления панно «Подсолнухи» нам понадобятся следующие инструменты:

  • Линейка, карандаш, циркуль, ножницы, игла;

материалы:

  • Картон, цветной, нитки цветные мулине  или ирис, клей ПВА.

раздаточный материал:

  • Эскиз рисунка, разбитого на элементы геометрических форм(углы, окружности, овалы, треугольники).

                                      Ход  работы:

-Рассмотрим  внимательно эскиз рисунка ( см приложение№2 на странице 39), выделим в нём одинаковые  стилизованные, геометрические формы (треугольники, овалы, круги);

-переносим эскиз рисунка на  изнаночную сторону картона с помощью                          копировальной бумаги;

- выбираем  элементы  рисунка  в  форме овала  (серединки, лепестки подсолнуха),  все элементы выполнены приёмом заполнения окружности;

-разбиваем на равные отрезки овалы (см. рисунок 1) от руки,  длина отрезков от 0,3 до 0,2 см, прокалываем точки иглой и прошиваем по схеме №2 на странице 22 приёмом заполнения окружности;

-листья выполнены приёмом заполнения дуги, длина отрезков разбивки дуг по  0,1-0,2см,  прокалываем и прошиваем  приёмом описанным на странице 24, схема №3

- стебель можно выполнить стебельчатым швом;

- цвет ниток выбирается произвольно.

рисунок 1

- работа оформляется под рамку.

                                       3.6 Панно «Полевые цветы».

                                      Ход  работы:

-Рассмотрим  внимательно эскиз рисунка ( см приложение 7№  на странице 44), выделим в нём одинаковые  стилизованные, геометрические формы (треугольники, овалы, круги);

-переносим эскиз рисунка на  изнаночную сторону картона с помощью                          копировальной бумаги;

- выбираем  элементы  рисунка  в  форме овала  (серединки у цветков, листья), стебли в форме  дуги (см. рисунок 2), завитки ( стебель) все элементы выполнены приёмом заполнения окружности, дуги;

-разбиваем на равные отрезки овалы (см. рисунок 1) от руки,  длина отрезков от 0,3 до 0,2 см, прокалываем точки иглой и прошиваем по схеме №2 или №3;

- цветы выполнены приёмом заполнения треугольника, каждый цветок делится на множество треугольников и поочерёдно прошивается по схеме №1.

рисунок 2

                    Памятки по выполнению нитяной графики.

     Прежде чем рисовать нитью, обязательно нужно помнить:

  • При  заполнения  угла по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой, по изнаночной стежки располагаются строго по сторонам угла к другой, по изнаночной стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирной линии;
  • При заполнении угла и окружности нитки необходимо натягивать в строгом порядке;
  • При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной нить повторяет линию окружности;
  • При заполнении окружности на лицевой стороне из каждого прокола выходит только две нитки, поэтому иногда нужно делать по изнанке шаг вперёд, а не назад;
  • Если необходимо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами: - закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком с изнанки на лицо;

- привязать к концу старой нити новую и работать дальше;

- начало и конец нитки нужно приклеить клеем ПВА.

                               Словарь терминов.

  • Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные изображения.
  • Изонить – графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдом фоне.
  • Ирис – нитки  для вышивания.
  • Интерьер – внутреннее пространство здания или помещения в здании.
  • Мулине – нитки для вышивания.
  • Стежок – след от нити.
  • Хорда – отрезок прямой, соединяющий две точки кривой.

6. Заключение.        .

   Формирование навыков и умений на занятиях  «нитяной графикой» происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа и народов мира.

Личный опыт убеждает в том,  что соприкосновение изобразительного искусства с искусством изображения нитью  проходит тесно друг с другом, изонить в данном случае служит сердцевиной художественного восприятия композиций, а красочность образов,  выполненных разноцветными ниточками,  является маленькой деталью  в мире изобразительного  искусства.

Пособие помогает  расширить кругозор детей,  научить технике  изготовления изонити,  вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, воспитать  стремление возродить забытые традиции.

Данное пособие является одним из источников познавательного и нравственного развития детей.

Литература

1. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – С.67

2. Горячева Е. Волшебная изонить // Друг дома. – 2002. -№10.- С.23-24

3. Долженко Т.И. 100 поделок из картона. – Ярославль.: Академия,2000. – С.79

4. Леонова О. В. Рисуем нитью. Ажурные картинкы. – СПб.: Литеро, 2005. –С 53

5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – М.: Академия развития, 2001. – С.69

6. Симакова Е.В. Изонить // Начальная школа. – 1995.-№6.- С. 16-18

Практическое пособие составила и подготовила:

О.А. Федоренко

Тираж: 1 экз.

                                                                                                                                           


Источник: https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2015/02/09/prakticheskoe


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Практическое пособие"Нитяная графика как вид изобразительного искусства" Диагональный узор


Методика заполнения окружности нитяной графикой Методика заполнения окружности нитяной графикой Методика заполнения окружности нитяной графикой Методика заполнения окружности нитяной графикой Методика заполнения окружности нитяной графикой


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ