Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя»


скачать

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Вилюйского улуса

МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.С.Степанова»

На участие в конкурсе-выставке образовательных проектов

педагогической ярмарки «Сельская школа – Образовательная марка» - 2012:

Проект «Мой ребёнок – мой проект».
Авторы: творческая группа в составе: председатели и члены классных родительских комитетов

Петровой Степаниды Степановны, Поповой Сарданы Капитоновны,

учителя начальных классов Мальцевой Луизы Романовны

1 место в виртуальном этапе. Награждены интерактивной доской и проектором!

Июнь, 2012 г.
Время (сроки) проведения: Сентябрь 2012 года – Июнь 2013 года
Участники проекта: родители и классный руководитель 2 а, ЦНТТУ, ВПК, ДЦ «Алгыс», улусная детская и школьная библиотеки, музеи.
Анализ социокультурной ситуации

Социокультурная ситуация в городе Вилюйске целом положительная.

1. Развитая для сельской местности инфраструктура:


  • Бесперебойная транспортная схема: федеральная трасса с твердым покрытием;

  • Цифровая АТС;

  • ADSL-интернет;

  • Функционируют все TV-каналы + местное TV;

  • Действуют сети операторов сотовой связи: Мегафона, МТС.

  • Функционируют учреждения социально-культурной сферы.

  • Газифицированный быт населения, центральные котельные переведены на газ.

  • Летний водопровод.

Функционируют: ДЦ «Алгыс», ВПК, СПТУ №31, 3 общеобразовательной школы, 1 гимназия, 1 начальная школа, музыкальная школа, художественная школа, ЦТННТУ, детский центр «Кэскил», 12 ДОУ, сеть медицинских учреждений: поликлиника детская, взрослая, стоматологическая поликлиника, детский противотуберкулезный санаторий, инфекционное, хирургическое, терапевтическое,детское отделений, аптеки: государственные и частные, магазины, музеи, библиотеки, стадион «Оленск», 3 спортивных зала, узел почтовой связи,

2. Хороший социокультурный фон. Работают учреждения культуры и досуга:



  • ДЦ «Алгыс»;

  • Кинотеатр «Вилюй»,

  • Городская библиотека;

  • Школьная библиотека;

  • Стадион «Оленск»;

  • Школьные музеи;

  • Вилюйский краеведческий музей,

  • Музей образования,

  • Музей боевой Славы,

  • Музей Хомуса,

  • Ипподром.

3. Соблюдаются культурно-исторические традиции:



  • Спортивные соревнования на призы именитых уроженцев Вилюйского улуса;

  • Встреча поколений;

  • Встреча выпускников школы;

  • Спортивные соревнования между предприятиями, поколениями, микросоциумами;

  • Творческие отчеты предприятий;

  • Спартакиада женщин;

  • Рождественский бал Главы МО;

  • Школьный бал чемпионов;

  • Чемпионат по спортингу;

  • Работа общественных клубов по интересам (клуб женщин «Автоледи», «Дьуегэ», «Хозяюшка», вокальный ансамбль «Гармония»

  • праздник – ысыах;

  • Выставка-ярмарка сельхозпродукции

4. Существуют разные общественные и неформальные объединения, которые влияют на жизнь города:

  • Совет народных депутатов;

  • Совет общественности;

  • Совет ветеранов;

  • Родительская академия;

  • Танцевальные коллективы: Булуу долгуннара, Айыллаана, Уруччэ;

  • Народный хор;

  • Народный театр имени И.М.Гоголева-Кындыл;

  • Объединение мастеров изготовителей народного промысла;

  • Женком;

  • Совет отцов - А5а субэтэ;

  • Охотобщество.

  • Молодежное объединение;

  • Ассоциации спортсменов по видам спорта: волейбола, тенниса, шахмат, шашек, легкой атлетики;

  • Клубы по интересам;

  • Землячества по наслегам;

  • Любителей азартных игр (карты);

  • Людей, отсидевших в МЛС и т.д.

5. Социально-экономическая ситуация благоприятная.

Вилюйский улус относится к регионам со средним уровнем социально-экономического развития. Экономика улуса включает отрасли производственной и непроизводственной сферы. Промышленность является ведущей отраслью хозяйства Вилюйского улуса. В ней главную роль играет газовая промышленность. Она занимается добычей, переработкой и транспортировкой природного газа. Объем добычи этого ценного топлива растут (млн. куб.м.). Производство строительных материалов представлено выпуском железобетонных плит и блоков. Объемы производства продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности увеличиваются. В каждом населенном пункте имеются пилорамы, обеспечивающие население пиломатериалами. Пищевая промышленность занимается переработкой молочной продукции и производством хлеба и хлебобулочных изделий.

Сельское хозяйство улуса направлено по двум направлениям: растениеводство и животноводство. Всего сельскохозяйственных угодий 29,2 тыс. га. 77,3% из них заняты под сенокос, 18,6% - пастбища, 3,3% - пашни. В основном выращивают картофель – валовый сбор составляет в среднем 2086 тонн. Также выращивают капусту, морковь, турнепс, свекла, огурцы, помидор.

В результате анализа СКС города, его жизненных проблем, наиболее остро стоят образовательные, семейные, духовные проблемы: Наблюдается неполное удовлетворение образовательных потребностей школой. Возложение некоторыми родителями воспитательных функций на школу. Обвинение ими в некоторых вопросах образовательного процесса школы, снятие ответственности с семейного воспитания. Есть отрицательное

отношение некоторой части родителей к школе
Проблематика проекта

Объективность такова, что каждый ребенок, за исключением специальных случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом. В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители, педагоги, социум – мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Детей, родителей, классного руководителя объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя может быть успешной, если все участники образовательного процесса положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя» ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

Работа по привлечению родителей в воспитательный процесс очень сложна, поэтому классный руководитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Еще А.С.Макаренко выдвинул важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей.

В числе основных задач школы – педагогическое просвещение родителей, привлечение их в школу в качестве равноправных участников воспитательного процесса.

Предметом исследования данного проекта является изучение образовательных потребностей семьи, повышение педагогической компетентности каждого родителя, привлечение родителей к решению сложных вопросов воспитания и развития детей в условиях внедрения ФГОС.

Выявлены следующие актуальные проблемы:



  • взаимодействие родителей, школы и общественности является эпизодическим и чаще всего родители ограничиваются посещением родительских собраний, участием в школьных мероприятиях, сборе средств, оказанием материальной помощи и т.д. В большинстве школ классный руководитель – это организатор, инициатор, режиссер, а родители и ученики - участники, пассивные наблюдатели, зрители, исполнители, заказчики и потребители.

  • неумение большинства родителей выстраивать отношения со школой,

  • неумение некоторых родителей выстраивать отношения с детьми, обеспечить его успех и самореализацию в будущем;

  • несоответствие образовательных запросов и потребностей родителей и детей реальным условиям организации внеурочной деятельности;

  • школьное воспитание ( а оно часто подменяется проведением разовых мероприятий без системы) взяло на себя много функций и обязанностей, тем самым, занизив ответственность и снизив педагогическую компетенцию родителей по воспитанию детей.

В настоящее время наиболее актуальным становится воспитание ответственного родителя. В концепции «О правах ребёнка», за родителями закреплено первоочерёдное право на воспитание своих детей, но далеко не все родители проникаются ответственностью за полноценное развитие. Единственным правильным выходом из данной ситуации нам видится изменение каждого родителя, его статуса, менталитета через деятельное участие в совместном проектировании будущего своего ребёнка.
Цель: создание механизмов раскрытия и развития способностей каждого ученика
Задачи:

- создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей по индивидуальной траектории в едином воспитательном пространстве;

- повышение родительской компетенции и ответственности в воспитании детей;

- формирование навыков правильного поведения и выстраивания доброжелательных взаимоотношений с ребенком;

- формирование новых партнерских отношений с родителями;

- сближение классного руководителя, родителей, детей, социума;

- 100% вовлечение родителей в жизнедеятельность классного коллектива;

- совместная деятельность классного руководителя, родителей, педагога, медика, психолога, социального педагога, в решении проблем воспитания и развития ребёнка;

- укрепление классных традиций в работе с семьями детей;

- развитие социальных и коммуникативных навыков у детей и взрослых, улучшение межличностной коммуникации между родителем, ребенком, педагогом и общественностью;

- развитие духовно-нравственных качеств личности через привитие общечеловеческих моральных ценностей;

- приобщение семей к совместной деятельности в сотрудничестве с классным руководителем и представителями социально-культурных учреждений;

- педагогизация родителей, повышение педагогической компетентности родителей
Содержание:

Мы предлагаем ввести новую форму взаимодействия и консолидации классного руководителя, родителей и социокультурной среды на основе совместного проекта «Мой ребёнок - мой проект». В начале создания классного коллектива и знакомства с обучающимися и родителями и в ходе индивидуального собеседования классные руководители помимо обязательного договора создают совместный индивидуальный проект развития каждого ребенка исходя из потребностей и в соответствии с возможностями ребёнка, школы и социокультурной среды. В проетах конкретно указывается область ответственности каждого участника проекта: родителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования и самого ребенка. Например,



Вид деятельности
Кл.рук.
Родитель
ПДО
Ребенок
Участие в республиканском конкурсе «Полярная звезда» в номинации «Вокал» Сольное пение
Занятие в вокально-хоровой студии

«Колокольчики»


Контроль за посещением студии
Контроль за посещением и сопровождение в студию, наблюдения
Разучивание песни

Составление репертуара


Ведение песенника
Прослушивание новых песен в классе на перемене и после уроков с последующей рефлексией
Приобретение флешки, колонок, дисков с фонограммами песен
Работа над дикцией, постановка голоса, развитие муз.слуха
Ежедневные упражнения для голоса
Совместный просмотр видеозаписи конкурса
Совместный просмотр видеозаписи конкурса
Разучивание попевок
Ежедневные

Прослушивания музыки


Подготовка сценического костюма

Для осуществления данного проекта необходимо провести следующие мероприятия:



  • диагностику, тестирование всех участников проекта;

  • изучение, обработку, анализ данных, создание паспорта каждого ребенка и каждой семьи;

  • индивидуальные собеседования с родителями, педагогами и детьми;

  • определение направлений, целей и задач развития личности каждого ребёнка;

  • наметка планируемых результатов с указанием сроков и конкретных видов деятельности;

  • разработку индивидуальных проектов развития с учётом потребностей и возможностей каждого ребёнка, родителя, классного руководителя, руководителя кружка и социума;

  • выбор внеурочной деятельности по какому-либо направлению;

  • участие во внеурочной деятельности по выбранному направлению;

  • рефлексию в виде ведения «Дневника моего роста»;

  • творческую презентацию (отчет в виде концерта, выставки, выступления и др.) в конце года.

Для выявления образовательного запроса и изучения потребностей родителей и детей необходимо провести следующие мероприятия: анкетирование родителей, тестирование, психологическая диагностика детей, индивидуальные собеседования с каждым родителем и учащимся, обработку, анализ данных, создание паспорта и индивидуальной карты сопровождения каждого ребенка и каждой семьи.

Затем, исходя из возможностей школы и в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка, родителям надо написать проекты (план) развития своего ребёнка на год. В каждом проекте помимо аналитической характеристики своего ребёнка родители должны чётко, конкретно и отдельно обозначить свою деятельность для реализации своего проекта. В свою очередь классный руководитель отмечает свои обязательства для осуществления проекта. В ходе реализации все участники эксперимента отмечают достижения ребенка в «Дневниках роста», которые помогут детям приобрести навыки саморефлексии, формировать умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); Этот дневник заменяет другие документы ребёнка, в которых фиксируются результаты его развития. Этот дневник является специальным образовательным и воспитательным пространством, где происходит совместная работа детей, родителей, учителя по накоплению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени. Дневник позволяет следить за продвижением ученика по линиям развития личности, регистрируя освоение важнейших новых знаний и умений по предмету и внеурочной деятельности. Эта регистрация должна осуществляться в листах “Мои достижения”, “Оценочных листах”, листах уровня обученности.

В ходе опроса родители выбрали следующие приоритетные для них и их детей в данное время направления

69% родителей выбрали следующее направление:


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности
Предлагаемый

вид внеурочной деятельности


Партнеры

  • красота;

  • гармония;

  • духовный мир человека;

  • эстетическое развитие;

  • художественное творчество

-общество «Книголюбы»

-кружок по декоративно-прикладному искусству «Радужный мир»

-танцевальная студия «Гармония»,

-кружок начального технического моделирования «Маленькие мастера»


Школьная библиотека,
центральная улусная детская библиотека,

Центр технического творчества,

Вилюйский педагогический колледж

Улусная телестудия «Панорама»


54% родителей выбрали следующее направление
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Ценности
Предлагаемый

вид внеурочной деятельности


Партнеры

  • жизнь;

  • родная земля;

  • заповедная природа;

  • планета Земля.

Туристско-краеведческий клуб «Эврика»

Научное общество учащихся «Юный эколог»


Школьная библиотека,
центральная улусная детская библиотека,

Управление охраны природы и экологии

Вилюйский педагогический колледж

Музеи города, улуса, республики


50% родителей выбрали следующее направление:
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности
Предлагаемый

вид внеурочной деятельности


Партнеры

  • здоровье физическое,

  • здоровье социальное

  • (здоровье членов семьи и школьного коллектива),

  • активный, здоровый образ жизни.

Секция«Легкая атлетика»

Секция вольной борьбы

Кружок «Аэробика»


ДЮСШ №3

ДЮСШ№2


Вилюйский педагогический колледж

Мед.работник

Тренерский и преподавательский состав ВСОШ №3 и ДЮСШ


49% родителей выбрали следующее направление:
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности
Предлагаемый

вид внеурочной деятельности


Партнеры

  • трудолюбие;

  • творчество;

  • познание;

  • истина;

  • созидание;

  • целеустремленность;

  • настойчивость в достижении целей;

  • бережливость.

Кружке «Эрудиты»

Клуб «Юный исследователь»

Кружок по информатике «Компьюша».


Школьная библиотека,
Центральная улусная детская библиотека,

Вилюйский педагогический колледж,

Центр информационных технологий

Кабинет информатики

Эксперты НПК «Шаг в будущее»

Улусная газета «Олох суола»

Республиканские газеты «Кэскил» и «Юность Севера»

По каждому выбранному направлению разрабатываются:



  • программы

  • задачи;

  • содержание и примерные виды деятельности, формы занятий с учащимися начальной школы;

  • воспитательные результаты.

Итак, определившись в выборе направлений внеурочной деятельности, родители делают совместный проект индивидуального развития своего ребенка на 1 год. Затем в торжественной обстановке детям вручаются «Дневники моего роста», это своего рода индивидуальный путеводитель или маршрут развития каждого ребенка.


Этапы реализации проекта

Май 2012 года


Подготовительный этап:

- диагностика, тестирование всех участников проекта;

- изучение, обработка, анализ данных, создание паспорта каждой семьи;

- индивидуальные собеседования с родителями и детьми;

Июнь-сентябрь 2012 года

- Организационный этап

- определение целей и задач развития личности каждого ребёнка;

- разработка индивидуальных проектов развития с учётом потребностей и возможностей каждого ребёнка, родителя, классного руководителя и социума;

- разработка документации, согласование с надзорными органами;

- заключение договоров с социальными партнёрами об условиях совместной работы.

Подписание межведомственного соглашения, договоров;

- создание межведомственного Координирующего Совета

- создание единой Программы совместной деятельности;

- составление плана развития ребенка, наметка планируемых результатов;

- подготовка к дальнейшей деятельности по проекту.

Сентябрь 2012 года-май 2013 года


Основной этап: реализация основного содержания проекта

Родители, дети, педагоги, психологи – организаторы проекта:

- познают, получают новые знания, умения и навыки;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- помогают в проведении мероприятий;

- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

- развивают творческие способности в ходе активной внеурочной деятельности по

выбранным направлениям и видам;

- совместно с родителями ведут рефлексию в Дневниках Роста;

- творческая презентация (отчет в виде концерта, выставки, выступления и др.) в конце года.


Май-сентябрь 2013 года
Заключительный этап

Анализ, рефлексия, разработка проектов на будущий год.


Предполагаемые результаты:

Проект позволит обозначить индивидуальные пути развития не только каждого ребёнка, но и каждого родителя.

Проект поможет семьям получить эмоциональную поддержку, что приведет к ощущению собственной ценности, росту открытости, активности, раскрытию своих проблем с соответствующими им переживаниями. Совместное проектирование, индивидуальные консультации, тренинги, игры и мероприятия психологов, опытных педагогов должны помочь членам семьи четко ставить цели в воспитании и развитии детей, сплотиться и улучшить взаимопонимание, узнать друг о друге в другом качестве. Несомненно, в ходе рефлексии промежуточных результатов произойдут качественные изменения самих родителей: повышение родительской ответственности, активное деятельное участие в школьных делах своего ребёнка. То есть родители будут «расти» и развиваться вместе со своими детьми. В результате и родители, и дети в будущем помогут улучшить семейный микроклимат.
Ребёнок: получают возможность показать родителям творческие способности, умение работать в коллективе; активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, побуждает к творчеству. Приобретение социальных знаний. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Родители: видят возможности своих детей, на что они способны; у них появляется уверенность в собственных педагогических возможностях; повышается ответственность за воспитание своего ребенка,
Классный руководитель: способствует активному сотрудничеству классного коллектива с родителями, устанавливает партнерские отношения, создает общность интересов детей, родителей и общественности.
Учредитель и социальные партнеры: принятие регулирующего документа и целевой программы по согласованному эффективному взаимодействию и партнерству всех учреждений города во имя своих будущих граждан, подписание договоров с партнерами.
Социально-культурная среда: совершенствование системы воспитания малого города Вилюйска, построение интегративной модели, обеспечивающей эффективное воспитание и развитие юных вилюйчан в условиях внедрения ФГОС. Улучшение межведомственных связей в области образования, социокультурной образовательной ситуации, развитие единого воспитательного пространства социума
Мой ребёнок – мой проект - это возможность личностного и профессионального роста не

только для детей, но и для педагогов, заботливых родителей, желающих обеспечить развитие ребенка, научиться его понимать, учитывать желания и потребности, обеспечить нравственное и психическое здоровье, тем самым обеспечить его успех и самореализацию в будущем, способность доверять окружающим и выстраивать с ними здоровые отношения. Проект побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и классного руководителя, школы и социальных партнеров и тем самым позволит им объединить усилия для раскрытия и развития каждого ребёнка.


Критерии оценки предполагаемых результатов:

  • 100% охват детей внеурочной деятельностью;

  • Повышение самооценки детей, родителей и педагогов;

  • Удовлетворенность образовательных потребностей детей и родителей;

  • Отношение родителей и детей к школе;

  • Активная жизненная позиция как ребенка, так и родителя. Участие в социально значимых делах;

  • Изменение статуса родителя: он становится равноправным деятельным партнером

школы в воспитании детей;

Приобретение школьником социальных знаний;



  • Позитивное отношение к базовым ценностям общества;

  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;

  • Развитие партнерской деятельности

Риски реализации проекта
Риск
Пути преодоления риска
Механизм оплаты руководителям кружков
Договор с администрацией школы
Перегрузка отдельных учащихся
Согласование планов и разработка четких графиков работы кружков. Недопущение форсирования результатов.
Перегрузка классного руководителя
Привлечение родителей, назначение ответственных родителей по каждому направлению внеурочной деятельности.
Препятствия со стороны социальных партнеров, родителей и учащихся
Разъяснительная работа, индивидуальные консультации кл. руководителя и специалистов.
Недостаточность материально-технической базы для реализации проекта
Участие в грантовых конкурсах.

Привлечение спонсорских средств.


Несоответствие потребностей с реальными

возможностями ребенка и школы


Рефлексия,

коррекция


Неправильное планирование индив-х траекторий проекта
Анализ, сопоставление всех видов тестов,

собеседование с родителями

Рефлексия, коррекция инд.проектов


Сметная стоимость проекта

Наименование
Расход
1
Приобретение программного и методического обеспечения
20 000 руб
2
Приобретение и установка интерактивной программы «1С» Психологическая диагностика и мониторинг
15 000 руб
3
Приобретение принтера для издательской деятельности
5 000 руб
4
Повышение квалификации пед.работников
50 000 руб
5
Расходные материалы для издательской деятельности Приобретение канцтоваров

и расходных материалов:

- бумага А4

- пленка ламинирования

- расходные материалы на

компьютерную технику


10 000 руб
6
Обновление МТБ (технопарк для техничекого моделирования, колонки, микрофоны со стойкой, пополнение книжного фонда библиотеки)
100 000 руб
7
Приглашение специалистов для проведения обучения,

дополнительных занятий, тренингов, краткосрочных

курсов и т.д.


20 000 руб
8
Транспортные услуги
40 000 руб
9
Призы на мероприятия, на

стимулирование


20 000 руб
10
Организация экскурсий, походов, презентаций
20 000 руб
Итого:
300 000 руб
Литература:

  1. Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты. Волгоград, 2009.

  2. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория.

Волгоград, 2009.

  1. Григорьев Л.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор. Москва, Просвещение, 2010.

  1. ФГОС. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва, Просвещение, 2010.

  2. Авторский коллектив Т.Ф. Фомина, О.К. Самарцева, М.И. Горшкова, О.Н. Руссова.

Под редакцией Т.Ф. Фоминой Как узнать, что думают родители о школе или Методические рекомендации по изучению мнения родителей о работе школы. Центр «Социальная Механика», Центр социальных измерений «Фокус». Архангельск-Самара, 2009

  1. Наша новая школа. Ключевые приоритеты модернизации общего образования. М.. 2011

Сайты:

http://yarmarka.uohanalas.ru/

http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность в начальной школе

http://www.rusedu.ru/detail_14183.html - Презентация «Метод проектов в начальной школе»

http://festival.1september.ru/articles/511559/ - "Исследовательская работа в начальной школе"

http://copy.yandex.net – КТД в школе


http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии
http://syktyvdin.edusite.ru – Портфолио ученика начальной школы

скачать


Источник: http://nenuda.ru/%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA--%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Проект по организации совместной деятельности с семьей Подарки дорогой маме в ее праздник


Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя» Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя» Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя» Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя» Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя» Организация совместного проекта «Мой ребёнок и его имя»